Жизнь на нашей замечательной планете полна тревог и опасностей. Это понял еще древний человек, который, за неимением лучшего, начал усиленно развивать в себе изобретательские способности, чтобы глубоко и оригинально мыслить с целью поиска нестандартного решения своих и чужих проблем.
Результатом этого стало изобретение, кроме всего прочего, разнообразных инструментов – нужных, не особенно нужных и вовсе бесполезных. Среди них оказались инструменты способные производить звуки, пригодные для создания музыкальных произведений, чтобы затем и сформировать, собственно, инструментальную музыку.
Человек вообще очень любит производить разнообразные звуки, чтобы в этом убедиться, достаточно просто посмотреть на любых играющих поблизости малышей. Производить звуки и слушать их. С инструментами и без оных, используя эти незамысловатые колебания воздуха, где ни попадя.
Одним из самых древних найденных музыкальных инструментов, чей возраст составляет сорок тысяч лет, является флейта. Она была найдена в пещере Холе-Фельс на юго-западе Германии. Плутарх в своих трудах не поленился упомянуть флейтиста Исмения. А за пять веков до него небезызвестный Платон указывал на необычайную любовь древних греков к инструментальной музыке. Причем, замечал он, горожане предпочитали инструментальную музыку, исполняемую на струнных инструментах, типа лиры и кифары, а вне городских стен, почему-то лучше шли духовые инструменты, свирели и прочие.
Со временем, когда уникальная изобретательская способность человека добралась и до изобретения способов записи музыкальных звуков, музыкальный материал начал очень быстро накапливаться. Поэтому пришлось делить его на жанры, чтобы хоть как-то ориентироваться. Оказалось удобным выделить в отдельный жанр музыку, исполняемую исключительно на музыкальных инструментах, без привлечения человеческого голоса, каким бы замечательным он ни был.
В средние века инструментальная музыка, о чем свидетельствуют дошедшие до нас источники, продолжает услаждать слух всех страждущих приобщиться к этому неисчерпаемому источнику грёз. Так в одной из церквей в Великом Княжестве Литовском, по воспоминаниям посла тевтонского ордена, «трубы, гобои, бубны и огромные котлы издавали столь могучие звуки, что казались более военною, чем церковною музыкой». Однако, он все же отметил необычайную «гармонию и музыкальность» в этих нежных и постепенно стихающих звуках.
Традиционно инструментальную музыку делят на:
– фортепианные циклы,
– сонаты,
– симфонии,
– сюиты,
– скерцо,
– фантазии,
– клавирные концерты,
– органные концерты.
Иногда особо выделяют танцевальную инструментальную музыку, которая, в свою очередь, разделяется внутри себя на многие поджанры.
Также давно появились:
– инструментальный рок
– инструментальная легкая поп музыка
– инструментальная электронная музыка
Художественное и документальное кино – это еще отдельный большой раздел инструментальной музыки.
В настоящее время этот, по-видимому, необратимый процесс образования новых жанров, поджанров, стилей и направлений в инструментальной музыке идет вперед со все возрастающей скоростью. Ибо инструментальная музыка очень полюбилась и слушателям, и исполнителям. Музыкальные альбомы немалого количества коллективов содержат композиции, попадающие прямиком в этот милый жанр. Зачастую самые популярные композиции записываются без вокала в качестве бонусного трека. А в особых случаях даже весь альбом может быть выпущен в двух версиях, видимо с целью еще большего увеличения его ценности.